В прошлый раз мы рассказывали об автобусах и грузовиках в коллекции Центра истории автотранспорта Ленинграда. Галерею с ними [можно посмотреть здесь](https://motor.ru/reports/leningrad-transport.
htm). А сегодня мы предлагаем взглянуть на легковые автомобили. Напомним, посетить музей можно только [по предварительной записи](https://busmuseum.ru/) на экскурсию: их три в день, и работает музей три дня в неделю.
Посетителей встречают у проходной со стороны Расстанного переулка. Обязательно нужно взять с собой паспорт.Motor.ru Это реплика самого первого российского автомобиля, созданного в 1896 году Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.
Создатели вдохновлялись моделью Benz Velo, которую представили на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.
Воссоздание раннего автомобиля начали еще в 1980-х. Сейчас в движение его приводит электромотор.Motor.ru ГАЗ М-1 выпускали в Горьком с 1936 по 1942 год.
Этот экземпляр — 1938 года. По лицензии завод получил техническую документацию на Ford Model 40-730, но копировать американский седан, как в свое время Model A, инженеры не хотели — сказался опыт производства и эксплуатации ГАЗ А.
На базе фордовской модели разработали свою, с усиленной рамой. Бензиновый мотор объемом 3,3 л развивал 50 л.с. и позволял седану разгоняться до 105 км/ч.
Очень рекомендуем прочитать [статью](https://motor.ru/stories/gazm1.htm) Ильи Фролова об «эмке».Motor.ru Победа ГАЗ М-20, пожалуй, один из главных советских автомобилей.
О нем всё хорошо известно, но некоторые факты удивляют до сих пор. Во-первых, модель разработали во время войны, менее чем за два года — к ноябрю 1944-го.
В это время был готов первый опытный образец. Во-вторых, дизайн Победы был настолько инновационным, что и к началу серийного выпуска в июне 1946-го у модели не было прямого аналога в мире.
«Понтонный» кузов с интегрированными передними крыльями стал первым в своем роде. На фото поздний ГАЗ М-20 третьей серии, 1956 года выпуска (производство закончилось в 1958-м).
Послевоенное народное хозяйство не могло бы удовлетворить жажду 6-цилиндровых легковых машин к бензину, поэтому престижная Победа довольствовалась 4-цилиндровым мотором на 52 л.
с. (2,1 л) и разгонялась до 100 км/ч за 45 секунд. Но всё же разгонялась!Motor.ru Индекс Москвича 403 может ввести в заблуждение: эта модель производилась меньше трех лет с 1962 по 1965 год и была переходной от 407 к 408.
И получила незанятое обозначение 403. Подготовка производства 408-го Москвича затягивалась, и заводчане пытались снизить простой оборудования, а заодно наладить работу хотя бы части станков.
Так появился Москвич 403 со старым кузовом, но с полностью новым подрамником, на котором устанавливались силовой агрегат, передняя подвеска и рулевое управление от будущей модели 408, производство которой стартовало в 1964 году.
Motor.ru В ряд советских машин затесался немецкий DKW F8 1939 года выпуска.
Его бензиновый двухцилиндровый и двухтактный мотор объемом 0,7 литра развивал 20 л.с., а коробка передач была трехступенчатой. Завод DKW в Цвиккау оказался в советской оккупационной зоне, и производство модели F8, остановленное в 1942 году, возобновили в 1948-м.
Машинку производили до 1955 года, лишь в 1953-м заменив текстильную обшивку деревянного каркаса кузова на дуропласт — аналог пластмассы тех времен, как на автомобилях Trabant.
Motor.ru В Советский союз автомобили DKW попадали в качестве репараций. Сколько их было ввезено, сегодня оценить довольно сложно.
А всего за время выпуска было собрано около 80 тысяч экземпляров модели F8.Motor.ru ЗИС 110П, 1956 год. Это единственный построенный на базе ЗИС 110 полноприводный лимузин повышенной проходимости.
Его начали разрабатывать в конце 1940-х как автомобиль, на котором глава государства сможет ездить по сельской местности.
Не уверены, что такой запрос исходил от Сталина. Да и работы вскоре прекратились, чтобы возобновиться только при Хрущеве. Хрущев действительно ездил по сельской местности и на охоту на полноприводном ЗИСе.
Помимо этого лимузина построили минимум один кабриолет. Проходимость модели была неважной. Клиренс в 235 мм — это хорошо, но не с такой огромной колесной базой (3,78 м!) и не с такой скромной энерговооруженностью: 162 л.
с. за 3,2 тонны.Motor.ru ЗИМ. Автомобиль без индекса и с двумя разными названиями — и всё это по политическим, а вовсе не по техническим причинам.
В этом году знаменитому советскому седану исполняется 75 лет. Рекомендуем прочитать нашу [подробную статью](https://motor.ru/stories/the-history-of-zim.
htm) о нем.Motor.ru Привычной «Чайки» ГАЗ-13 в музее нет. Зато есть вот такая, ГАЗ-14. И этот незаводской цвет ей очень идет. ГАЗ-14 производили с 1977 по 1988 год, но автомобиль выглядит старше своей эпохи.
С одной стороны потому, что разрабатывали представительский седан еще с 1967-го, с другой — потому что хотели избежать откровенно модных стилистических решений, которые могут быстро устареть.
Увы, красивым второе поколение «Чайки» назвать сложно, и дело не в деталях, а в не самых удачных пропорциях.
Первых лиц ГАЗ-14 не возил, но и простым трудящимся не продавался. Его пассажиры — министры союзных республик, крупные директора, командующие военных округов. Во время официальных визитов «Чайки» максимум сопровождали бронированные ЗИЛы.
Motor.ru .и ЗИЛов в экспозиции несколько. Это модель 41051 (1984–1986 гг.) — бронированная, внешне идентичная ЗИЛу 41045.
Уверены, любителей советских машин эти сложные индексы не смущают, а только интригуют. Огромные лимузины (более 6,3 метра в длину!) строили вокруг бронекапсулы. Толщина боковых окон — 47 мм, масса машины — около 5,3 тонны.
Передние двери весят по 180 кг, задние — по 150. Всего построили лишь 10 автомобилей ЗИЛ 41051.Motor.ru ЗИЛ 41045. Вообще-то этот автомобиль должен иметь круглые фары, как экземпляр на предыдущем слайде.
Но… это переходная версия к модели ЗИЛ 41047. Пожалуй, с такой путаницей ни одни шпион никогда не справился бы с промышленными секретами лимузинов СССР! А они, разумеется, были.
Впрочем, самые охраняемые сведения касались бронекапсул, а пеперед нами обычный стретч-седан 1986 года.
По документам это еще ЗИЛ 41045, но уже с новым оформление передка. Интересно, что новые прямоугольные фары подходят от «Оки».Motor.ru За решетками ниже фар скрываются громкоговорителиMotor.
ru ЗИЛ 41052. Как, это опять не 41047?! Да-да, броневики, пусть внешне и соответствовали стандартным моделям ЗИЛ а, имели собственные индексы. Это последний, 14-й по счету бронированный лимузин серии 4105, и построен он в 2015 году.
Интересно, что из 14 машин 6 использовали бронекапсулу повторно: передвижной «бункер» переставляли с уставшего автомобиля на новый.
Или, можно сказать, строили новый автомобиль вокруг бронекапсулы.Motor.ru ЗИЛ 4102, 1988 год. Перспективную модель, которая должна была заменить лимузин 41045 и машину сопровождения 41041, разрабатывали с середины 1980-х.
Построили лишь два укороченных прототипа. Конструкция была совершенно новой: несущий кузов, независимая пружинная подвеска вместо мостов и рессор, часть кузовных панелей из стеклопластика.
Подробнее об уникальной машине [в своем видео](https://motor.ru/lab/poslednii-limuzin-sssr.htm) рассказал Алексей Жутиков.
Рекомендуем!Motor.ru Необычное зрелище: белый «короткий» ЗИЛ 41041. Если присмотреться, можно заметить и боковые зеркала от Мерседеса 1990-х годов. Этот экземпляр, 21-й по счету, был собран уже после закрытия завода в 2015 году: механосборочный цех ЗИЛа №6 выделился в самостоятельное предприятие и продолжал работу.
А первые экземпляры ЗИЛ 41041 собрали еще в 1986 году.
Motor.ru ЗИЛ 410441 — несостоявшийся парадный кабриолет. Завод ЗИЛ участвовал в конкурсе Минобороны на новые автомобили для парада в преддверии 65-летия Победы.
Победил тогда проект ателье «Атлант Дельта», входивший в структуру ГАЗа. Они построили кабриолеты на агрегатах Chevrolet Suburban, но максимально аккуратно сохранили внешность в стиле ЗИЛа 41047.
А вот в Москве сделали иначе: «осовременили» оптику (сейчас понятно, что это было ошибкой), установили зиловский V8, разве что с инжектором, американскую трансмиссию Allison и немецкий механизм привода крыши.
Известно о трех экземплярах ЗИЛ 410441 — они в частных коллекциях и музеях. А на парадах по-прежнему можно увидеть нижегородский вариант.
Motor.ru ГАЗ 21 «Волга» третьей серии (1962–1970). Её проще всего узнать по решетке с узкими вертикальными прорезями, которые в народе прозвали «китовым усом».
Такую решетку довольно часто красили в цвет кузова, как на этом экземпляре 1967 года (предполагаем, он не был таким жизнерадостно-зеленым, когда сошел с конвейера).Motor.
ru Универсалы ГАЗ 24-02 сегодня встречаются довольно редко. Удивительно, что они вообще остались, если учесть, что пятидверную шестиместную «Волгу» вообще не хотели продавать частникам, чтобы не стимулировать предпринимательскую деятельность (которая тогда была незаконной).
А зачем иначе советским трудящимся такой полезный в хозяйстве автомобиль! В музее сохранился экземпляр 1978 года.
Motor.ru Внимание, картинка со звуком и запахом! Впрочем, эта магия работает только с людьми, которые застали эти «Волги»-такси ГАЗ 24-10 в восьмидесятых и начале девяностых.
Motor.ru РАФ 977 (1959–1976 гг.) — первый массовый микроавтобус СССР. Он базировался на агрегатах ГАЗ-21. От «Волги» рижский микроавтобус получил двигатель, коробку передач, задний мост, переднюю подвеску.
В частных руках таких машин не было: они работали в маршрутном такси и скорой помощи. Именно РАФ 977 заменил санитарные ЗИМы и ЗИСы, который для этой роли подходили плохо.
А еще «рафики» экспортировали во множество стран. Представленный экземпляр относится к версии РАФ 977ДМЮ для стран с жарким климатом.
Он оснащался более мощной системой охлаждения. А еще имел сдвижной прозрачный колпак на крыше. Увы, на этом экземпляре 1975 года он утрачен задолго до реставрации.Motor.
ru Надпись «Оргкомитет» и олимпийская раскраска появились на этом РАФ 2203 «Латвия» для съёмок [сериала Игры](https://motor.ru/reports/the-1980-games.htm), а потом так и остались.
Микроавтобусы выпускались в Риге с 1976 по 1987 год. Интересно, что на базе РАФ 2203 испытывали советские силовые установки на водороде. А для Олимпиады 1980 года построили несколько электрических судейских микроавтобусов.
Один из них [в своем видео](https://motor.ru/lab/mysterious-garage.htm) показали Илья Фролов и Алексей Жутиков.Motor.ru ЗИЛ 118. 17-местный микроавтобус с неофициальным именем «Юность» разработан с использованием узлов от правительственного [ЗИЛ-111](https://ru.
wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-111) и V8 от грузовика ЗИЛ 130 (150 л.
с. на низкооктановом бензине). История ЗИЛ 118 удивительна: конструкторы начали разрабатывать эту модель в 1959-м, поскольку специальный 6-й цех был недозагружен лимузинами ЗИЛ 111 (их собрали всего 112 штук).
Более массовым был ГАЗ-13 «Чайка» — да, это роскошный автомобиль, но он поставлялся не только номенклатуре, но и в учреждения, ЗАГСы и такси.
И пусть «Чайка» была огромной (5,6 м длины, 3,25 м колесной базы), визуально похожий ЗИЛ 111 был еще крупнее: длина — 6,14 м, база — и вовсе невероятные 3,76 метра! Отсюда и скромный тираж, и желание использовать агрегатную базу для второй модели.
Motor.ru Выпуск ЗИЛ 118 стартовал в 1963 году. Массовым он даже не подразумевался. Никита Хрущев был в восторге от дизайна «Юности».
На Международной автобусной неделе в Ницце в 1967-м ЗИЛ 118 получил 12 наград. Утверждают, что купить лицензию на производство «Юности» хотел Генри Форд II (он посещал ЗИЛ в 1970-м), но ему отказали.
У нас по обоим эпизодам возникает только один вопрос: знало ли жюри в Ницце и осознавал ли Форд, насколько «на коленке» собирали микроавтобусы? Их производство нельзя даже назвать серийным.
Не в этом ли причина и наград, и отказа продать лицензию?Motor.ru В 1970 году появилась более современная (но вряд ли более эстетичная) версия — ЗИЛ-118К.
Motor.ru «Юность» практически не встречалась на дорогах. Микроавтобусы в основном заказывали для нужд правительства и ЦК КПСС.
Интересно, что после распада СССР спрос на «Юность» снизился, но производство не прекратилось: последний экземпляр с индексом ЗИЛ-3207 был выпущен 8 июня 1998 года.Motor.
ru Центр истории автотранспорта Ленинграда — это бережно сохраненные и восстановленные вехи советской автомобильной истории, которые поселились на территории действующего автобусного парка.
В легковой коллекции собраны самые разные автомобили от скромных Москвичей до правительственных лимузинов ЗИЛ самых поздних лет выпуска.
Рубрика: Автомобили и рынки. Читать весь текст на motor.ru.